alert medal calendar facebook glasses instagram mail notes2 odnolassniki rss structure twitter vk
Дата публикации
28.02.2019

Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Московской области, на 2019-2021 годы

ПАСПОРТ

Наименование программы

Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Московской области, на 2019-2021 годы

Правовые основания разработки программы

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенным на территории Московской области.

Разработчик программы

Главное управление культурного наследия Московской области

Цели программы

- предотвращение рисков причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенным на территории Московской области;

- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Московской области;

- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенным на территории Московской области.

Задачи программы

- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенным на территории Московской области и нарушению обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

- устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Московской области

возможному причинению вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенным на территории Московской области и нарушению обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей и рейтинга конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня проблемности, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;

- определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;

- повышение квалификации кадрового состава Главного управления культурного наследия Московской области;

- создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Сроки и этапы реализации программы

- 2019 - 2020 годы.

- I этап – 2019 год (краткосрочный период)

- II этап – 2020-2021 год (плановый период)

Источники финансирования

- Бюджет Московской области

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- снижение рисков причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенным на территории Московской области;

- увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов - развитие системы профилактических мероприятий Главного управления культурного наследия Московской области;

- внедрение различных способов профилактики;

- разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри Главного управления культурного наследия Московской области;

- разработка образцов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов;

- обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц Главного управления культурного наследия Московской области;

- повышение прозрачности деятельности Главного управления культурного наследия Московской области;

- уменьшение административной нагрузки на подконтрольных субъектов;

- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;

- обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами;

- мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению.

Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы

1. На территории Московской области расположены 6152 объекта культурного наследия, находящихся под государственной охраной, из них:

1) 1248 (20,2 %) объектов культурного наследия федерального значения;

2) 2143 (34,8 %) объектов культурного наследия регионального значения;

3) 2559 (41,5 %) выявленных объектов культурного наследия;

4) 17 (0,2 %) объектов культурного наследия местного значения.

По состоянию на 20.12.2018 доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, составляет 68,2 % (4195 объектов).

За период с 01.01.2018 по 20.12.2018 Главным управлением культурного наследия Московской области (далее – ГУКН Московской области) проведено 3 плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них по результатам 2 проверок выявлены нарушения требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Московской области (далее – обязательные требования), что составляет 66 % от общего числа проведенных проверок.

Также, в указанный период ГУКН Московской области составлено 60 протоколов об административных правонарушениях, из них:

1) по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – 42:

2) по статье 7.14 КоАП РФ – 6;

3) по части 18 статьи 19.5 КоАП РФ – 12.

По итогам рассмотрения судами протоколов об административных правонарушениях, составленными ГУКН Московской области к административной ответственности привлечено: 8 юридических лиц, 3 физических лица.

Общая сумма административных штрафов за 2018 год – 1247 тыс. руб., из них:

1) 1200 тыс. руб. на юридических лиц;

2) 47 тыс. руб. на физических лиц.

Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:

1) не проведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;

2) несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия и не принятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;

3) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.);

4) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;

5) проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованной органами охраны объектов культурного наследия.

Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что органы государственной власти Российской Федерации, центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками или иными законными владельцами и/или фактическими пользователями объектов культурного наследия либо осуществляющих проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия, в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, защитных зонах, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного надзора (далее – подконтрольные субъекты) в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.

В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Кроме того, с учетом специфики предмета государственного надзора, установленного пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), подконтрольные субъекты не образуют специфической группы, объединенной по принадлежности к определенной категории лиц, участвующих в общественных отношениях, или по виду осуществляемой хозяйственной деятельности.

Также, в соответствии со статьей 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации. Они могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, с соблюдением условий, предусмотренных Федеральным законом № 73-ФЗ. При этом, указанным федеральным законом не установлена обязанность по извещению уполномоченных органов охраны объектов культурного наследия о возникновении, изменении прекращении в отношении объектов культурного наследия прав собственности, а также иных вещных прав.

С учетом данных обстоятельств, при осуществлении государственного надзора не представляется возможным определить более-менее постоянный перечень подконтрольных субъектов и вести их учет. Указанные обстоятельства также затрудняют эффективность профилактической работы в части проведения разъяснительной работы и информирования подконтрольных субъектов.

Раздел 1.1. Анализ и оценка профилактической работы в 2018 году

2. В 2018 году работа по профилактике нарушений обязательных требований реализовывалась ГУКН Московской области по следующим направлениям:

1) информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных в рамках государственного надзора ГУКН Московской области проверках и их результатах на официальном сайте ГУКН Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт ГУКН Московской области), в том числе о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых в ходе проверок;

2) информирование подконтрольных субъектов о существующих актуальных обязательных требованиях путем разработки и размещения в открытом доступе на официальном сайте ГУКН Московской области перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора, а также размещение в открытом доступе текстов данных правовых актов;

3) информирование подконтрольных субъектов относительно процедур государственного надзора в индивидуальном и общем порядке. Индивидуальная разъяснительная работа проводится в форме устных или, при необходимости, письменных разъяснений, которые предоставляются подконтрольному субъекту в рамках рассмотрения индивидуальных обращений, а также, в случаях проведения мероприятий по надзору, предполагающих взаимодействие с подконтрольным субъектом, непосредственно перед началом проведения, и, при необходимости, во время и после проведения таких мероприятий. Общая разъяснительная работа проводится путем: предоставления общих консультаций (разъяснений) по вопросам осуществления государственного надзора в режиме, применяемом для предоставления общих консультаций (разъяснений) по вопросам соблюдения обязательных требований; анализу правоприменительной практики; размещения на официальном сайте ГУКН Московской области текста Административного регламента;

4) размещение на официальном сайте ГУКН Московской области в открытом доступе перечней, расположенных на территории Московской области объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), выявленных объектов культурного наследия, а также границах их территорий, границах зон охраны, предметах охраны и выданных охранных обязательствах;

5) разработка и размещение в открытом доступе на официальном сайте ГУКН Московской области методических материалов и руководств по соблюдению обязательных требований при эксплуатации объектов культурного наследия;

6) информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, вопросам разъяснения процедур государственного надзора при проведении проверок, в ходе рассмотрения поступивших в ГУКН Московской области обращений, устного консультирования по телефону, а также в определенные ГУКН Московской области приемные дни;

7) выдача подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (в 2018 году выдано 1 предостережение);

8) взаимодействие с подконтрольными субъектами посредством интерактивного сервиса «Электронная приемная». Интерактивный сервис обеспечивает подконтрольным субъектам возможность для направления в ГУКН Московской области обращений, а также иных документов, получения индивидуальных консультаций и разъяснений по вопросам соблюдения обязательных требований и вопросам осуществления государственного надзора. Доступ к интерактивному сервису организован на официальном сайте ГУКН Московской области в разделе, посвященном профилактике нарушений обязательных требований.

Все указанные направления соответствуют мерам по профилактике, предусмотренным статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 47.6 Федерального закона
№ 73-ФЗ ГУКН Московской области ведется работа по оформлению охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее – охранные обязательства).

Охранное обязательство, является документом, содержащим в себе сведения об особенностях объекта культурного наследия, а также перечень обязательных требований по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране такого объекта.

Охранное обязательство направляется ГУКН Московской области всем собственникам (иным законным владельцам) объекта культурного наследия, а также в орган регистрации прав, для регистрации указанных в статье 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости.

По состоянию на 20.12.2018 ГУКН Московской области утверждено 1100 охранных обязательств.

В силу пункта 7 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ договоры о передаче прав собственности (владения, пользования) на объект культурного наследия должны включать существенное условие о возникновении у нового правообладателя обязанностей по исполнению охранного обязательства. Копия охранного обязательства должна являться неотъемлемой частью таких договоров.

С учетом изложенного, работа по оформлению охранных обязательств и направлению их в адрес собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия, а также в орган регистрации прав отнесена настоящей программой к профилактическим мероприятиям, так как обеспечивает адресное информирование подконтрольных субъектов о специальном статусе объектов культурного наследия и установленных в отношении них обязательных требований.

Профилактическая работа по указанным направлениям осуществлялась ГУКН Московской области в течение всего 2018 года.

Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы

3. Целями реализации настоящей программы являются:

1) предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);

2) предотвращение причинения вреда либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;

3) повышение прозрачности деятельности ГУКН Московской области при осуществлении государственного надзора;

4) формирование моделей социально-ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.

2. Для достижения поставленных целей настоящей программы необходимо решение следующих задач:

1) выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

2) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

3) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;

4) формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области государственного надзора, в том числе путем разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;

5) мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение вреда, причиняемого охраняемым законом ценностям;

6) оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов);

7) проведение профилактических мероприятий с учетом данных состояния подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);

8) сбор и анализ статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм
и интенсивности профилактических мероприятий;

9) повышение квалификации сотрудников ГУКН Московской области, уполномоченных на осуществление государственного надзора;

10) создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и ГУКН Московской области, обеспечивающей наиболее полное информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой ГУКН Московской области профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.

4. Целевые показатели реализации настоящей программы приведены в приложении 1 к настоящей программе.

Раздел 3. Программные мероприятия

5. Программой определен перечень мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач и достижение поставленных целей программы.

Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, а также с учетом рекомендаций Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований и Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа надзорной и контрольной деятельности» от 27.03.2018 № 2, и включают в себя мероприятия по следующим направлениям:

1) размещение на официальном сайте ГУКН Московской области перечня правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора;

2) информирование граждан и организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе, проведение публичных мероприятий, разъяснительная и консультационная работа, подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований, в случае изменения обязательных требований – подготовка и распространение соответствующих комментариев, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

3) регулярное обобщение правоприменительной практики осуществления ГУКН Московской области государственного надзора и размещение на официальном сайте ГУКН Московской области соответствующих обобщений;

4) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

5) разработка и ведение перечней обязательных требований и размещение их на официальном сайте ГУКН Московской области;

6) разъяснительная работа относительно процедур контроля (надзора);

7) создание интерактивных сервисов, обеспечивающих, взаимодействие с подконтрольными субъектами.

Предусмотренные частью 4 статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ специфические профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в настоящей программе не определены, так как для осуществляемого ГУКН Московской области государственного надзора федеральным и областным законодательством такие мероприятия не предусмотрены.

6. Перечни обязательных требований, включают в себя, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом № 73-ФЗ, иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Московской области в области охраны объектов культурного наследия, соблюдение которых является предметом государственного надзора, в том числе требования:

1) к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;

2) градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места;

3) к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ;

4) к осуществлению подконтрольными субъектами мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;

5) к осуществлению подконтрольными субъектами мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Перечень обязательных требований разработан на основе Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Московской области и утвержденного распоряжением ГУКН Московской области от 19.09.2018 № 32РВ-424 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории Московской области» (далее – перечень правовых актов), который дополняется соответствующей логической частью.

Принципы формирования, ведения и размещения перечня правовых актов и перечней обязательных требований идентичны.

Перечни обязательных требований разрабатываются и ведутся (регулярно актуализируются) в целях обеспечения наличия систематизированной и актуальной информации о действующих обязательных требованиях, являющихся непосредственным предметом оценки ГУКН Московской области при осуществлении мероприятий по государственному надзору, а также обеспечения единообразия понимания предмета государственного надзора.

План-график проведения программных мероприятий с указанием сроков реализации, ответственных исполнителей и ожидаемого результата в соответствии с поставленным целями приведен в приложении 2 к настоящей программе.

Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы

7. Реализация программы в течение всего срока ее действия осуществляется ГУКН Московской области за счет средств бюджета Московской области, выделяемых на обеспечение деятельности ГУКН Московской области. Привлечение иных кадровых, материальных и финансовых ресурсов для реализации программы не требуется.

Раздел 5. Механизм реализации программы

8. Руководителем профилактической программы является начальник ГУКН Московской области.

9. Руководитель профилактической программы осуществляет:

1) руководство деятельностью должностных лиц ГУКН Московской области ответственных за реализацию программных мероприятий;

2) подготавливает доклады о ходе реализации профилактической программы;

3) организует ежеквартальную отчетность о реализации профилактической программы;

4) осуществляет подготовку предложений по формированию программных мероприятий на следующий год;

5) организует разработку перечня целевых индикаторов программы и показателе мониторинга реализации программных мероприятий;

6) организует проведение мониторинга реализации профилактической программы.

10. Перечень структурных подразделений ГУКН Московской области ответственных за организацию и проведение программных мероприятий приведен в приложении 2 к настоящей программе.

Раздел 6. Оценка эффективности программы

11. Оценка эффективности реализации программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года) по результатам анализа характеристик достижения значений целевых показателей реализации программы, установленных
на соответствующий календарный год согласно приложению 1 к настоящей программе, определяемых по следующей формуле:

* 100 %, где

Пi = характеристика достижения соответствующего целевого показателя, %;

Пi факт = фактическое значение соответствующего целевого показателя по итогам календарного года, ед.;

Пi утв. = утвержденное программой значение соответствующего целевого показателя по итогам календарного года, ед.

Критерии оценки характеристик достижения целевых показателей приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Характеристика показателя

Уровень реализации программы

Корректировка программы

< 85%

высокий

не требуется

> 85%, но < 60%

средний

требуется в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий

> 60%

низкий

Приложение 1
Приложение 2